«Баской» – это по-нашему!

Поделится с друзьями:

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK

Представление современного уральца об одежде своих предков весьма приблизительно и в большей степени сформировано сценическим лубком, имеющего мало общего с реальным прошлым. Традиционная одежда тех, кто на железоделательных заводах создавал славу и мощь Урала, хранится всё больше по бабушкиным сундукам. Сделать их привычным явлением если не повседневной жизни, то по крайней мере народных гуляний или торжественных мероприятий, и призван проект «Баской крой».

Вернуться к первоисточникам 

В настоящее время тема народного русского костюма в основном отдана на откуп работникам культуры, в первую очередь – в сфере художественной самодеятельности. Приходится добавить: к сожалению. Сожалеть приходится потому, что сценические костюмы не являются народными как таковыми, а лишь созданы по мотивам исторической одежды. То, в чём артисты выходят на сцену, значительно отличается от первоисточников, о которых теперь уже никто и не вспомнит в пошивочных мастерских. Там их в течение долгого времени усердно адаптировали к зрительскому восприятию: лучше подчеркнуть движения артистов, помочь создать определенное настроение, усилить эмоциональность действия.

Поэтому арсенал художественно-выразительных средств и приемов для создания сценического костюма в корне отличается от тех, что использовались прежде в реальной жизни. Их-то и необходимо попытаться восстановить и зафиксировать, внеся лишь современный подход в плане моделирования одежды, с целью придания ей привлекательности для современного человека. И в таком виде уже вводить в художественные программы, акцентируя на этом аспекте внимание.

А это всё далеко от реальностей. То, о чем говорилось выше, касается русского костюма в целом, другие народы в большинстве своём сумели сохранить идентичность и самобытность, благодаря более трепетному отношению к своему культурному наследию. С сохранением же традиционного уральского горнозаводского костюма дело обстоит и того хуже из-за малой локальности. Практически на каждом железоделательном заводе была своя, так сказать, «изюминка» в одежде, обуславливалось это тем, что народ в основном был пришлый и привносил образцы костюма тех краёв, откуда прибыл на Урал. Только на территории Шалинского района было три завода: Сылвинский, Старошайтанский и Староуткинский. Не говоря о старообрядческих деревнях, тоже оказавших влияние на заводскую моду тех лет.

Где теперь это можно увидеть? Ну, разве что в местных музеях, да и там в экспозициях таких экспонатов раз-два и обчёлся.

Достойны не только заслуженные артисты

Идея проекта родилась не на пустом месте. «Старошайтанский кутюрье» – такой бренд одежды создали года три назад в селе Чусовом Ольга Симакова и Ирина Гусельникова. Что касается фирменного стиля одежды, то в нём мастерицы пытались соединить и традиционный уральский стиль (в частности – вышивку по вороту), и современные тенденции в моде. По-настоящему крупным и едва ли не первым клиентом стал народный артист России Валерий Сёмин. «Лучший поющий гармонист страны», как его ещё называют, дал несколько концертов в Шалинском ГО. Находясь в Чусовом, заинтересовался деревенским брендом и сделал заказ – рубаху и порты. В них артист вышел на сцену Кремлёвского дворца на вечере, посвящённом его 50-летнему юбилею.

Неплохой старт получился у сельских кутюрье, но дело по разным причинам не получило своего развития. Второе дыхание ему должен придать проект уже под другим названием. Его организаторы ГАУП СО «Редакция газеты «Шалинский вестник» (директор Евгений Гришин) и АНО «Издательский дом «Кремлёвский стан» (директор Дмитрий Сивков) при поддержке МБУ ШГО «Шалинский центр развития культуры» (директор Арсен Кадыров) решили обратить внимание к истокам. Так и появился «Баской крой». Кто не в курсе, от русского слова «баской», что значит красивый. К слову, в Шалинском районе и речка Баская есть, и деревня Нижняя Баская (была когда-то ещё и Верхняя).

В процессе обсуждения концепции проекта определились его главные цели: возрождение традиционного народного костюма уральского горнозаводского населения* на основе исторической одежды, хранящейся в краеведческих музеях Шалинского района и частной собственности местных жителей; фиксация опыта, полученного при реализации проекта, для разработки мастер-класса и создания художественной программы для дальнейшей популяризации народных традиций, в том числе и через клубную работу, введение мастер-классов в факультативную программу по предмету «Технология» общеобразовательных учреждений.

Звучит, возможно, чересчур протокольно, но всё это должно помочь приблизить исторический костюм в современной жизни.

Актуальное сделать модным

Актуальность проекта обусловлена, как минимум, двумя обстоятельствами. Первое. Народный русский костюм окончательно исчез из обихода россиян. Даже национальные празднества обходятся без того, чтобы люди надевали традиционную для их местности одежду. Она сегодня в лучшем случае пылится в прабабушкиных сундуках да в экспозициях муниципальных музеев ― верный признак упадка интереса. А между тем, как показывает пусть пока и небогатый опыт участников проекта, если подходить к наследию предков с современными методами кройки и шитья и использовать качественные натуральные ткани, можно создавать одежду, которую захочется носить, пусть не по будням, но при подобающих случаях ― фестивалях, народных празднествах и гуляниях и т. п.

Второе. Такой подход, по мнению участников проекта «Баской крой», необходимо использовать в народном творчестве, чтобы оно не превратилось окончательно в так называемый лубок, который лишь издалека смотрится красиво и нарядно, но является таковым лишь в пределах сцены.

А в том, что само народное творчество важно для страны и требует более внимательного к себе отношения, отмечается и на государственном уровне. Так Президент России Владимир Путин поддержал идею, прозвучавшую на Совете по культуре и искусству в декабре 2018 года, объявить 2020 год Годом народного творчества. Позже Президент отдал распоряжение правительству и главам регионов начать подготовку к Году народного искусства и нематериального культурного наследия российских народов.

Владимир Путин также поддержал предложение о развитии сельских клубов в России. «Что касается клубного дела, это чрезвычайно важная работа. Не хочется говорить о грустном, о сети кинотеатров, клубов, которые так же, как и фельдшерско-акушерские пункты на селе, практически стали исчезать. Сейчас приходится создавать целую программу, но лучше не допускать, чтобы это все исчезало, а если уже что-то произошло, надо обязательно восстанавливать», – заявил глава государства.

Вот и коллекцию одежды, созданную при реализации проекта «Баской крой», будет использовать в своих выступлениях фольклорный коллектив «Чусовские посиделки» сельского клуба села Чусовое (худрук коллектива и директор СДК Ольга Симакова). Финальными мероприятиями проекта, приуроченными к открытию Года народного творчества, станет серия мастер-классов с демонстрацией художественной программы в образовательных учреждениях и культуры не только Шалинского района, но и Свердловской области.

Вклад Шуры Александровны

Планы у организаторов проекта, как видите, большие. Но без поддержки простых шалинцев его вряд ли удастся реализовать в полной мере. Ведь у многих дома есть костюмы, которые передаются в семьях по наследству. Может, они достойны того, чтобы послужить основой для создания коллекции «Баской крой»?

Вот Александра Андреевна, или как её все называют – Шура Андреевна Попова, внесла свой вклад. В прошлые выходные художественный руководитель проекта Ольга Симакова и знакомые «народники» Надежда Скипина из Верхней Пышмы и москвичка Елена Майстренкопобывали в гостях у 87-летней жительницы села Чусовое. Та угостила их чаем и огурцами со своего огорода и показала «богатство»: постельное домотканое бельё и парочку – кофту с юбкой. Наряду порядка полутора веков. Александре Андреевне его подарила соседка Мария Клементьевна Пермина, а той от бабушки достался.

Сама хозяйка долгие годы была участницей народного хора села Чусовое под управлением Надежды Григорьевны Сарафановой. О тех славных днях хранит не только воспоминания, но и «вещественные доказательства»: грамоты и лауреатские медали. Поэтому, когда гостьи завели уже на улице народную песню, Шура Андреевна тут же её подхватила, да ещё и в круге плясовом прошлась.

Что же до наряда, то с него сняли мерки, сфотографировали во всевозможных ракурсах, попримеряли… а сам он остался в доме на улице Калинина.

Может, что и получится толковое сшить, – сказала его нынешняя хозяйка. – Мы как-то ещё в хоре давали парочку в качестве образца в ателье, так там тесьмы кругом понашили… Только всё испортили.

В самом деле, – подхватывает тему Ольга Симакова. – Нашьют «красоты» в коллективах, и все как одна. Ну ни одна нормальная баба не наденет такой же сарафан, как у другой. Она сделает так, чтобы у нее был самый классный, самый суперский.

Что ж, с таким подходом, думается, у «Баского кроя» всё получится.

*Горнозаводское население. В региональном варианте развития Урала ключевой была промышленная колонизация края начала XVIII столетия. Создателем уральского промышленного района, творцом славы уральского металла стало горнозаводское население, под которым понимается население, принимавшее постоянное участие в горнозаводских работах и проживавшее на территории горнозаводских округов в рамках Пермской, Оренбургской, Уфимской и Вятской губерний на протяжении XVIII – начала XX в.     

Дмитрий СИВКОВ.
Фото автора.

Прокоментируйте через Вконтакте:

Последние новости и статьи: